Новая статья блога

Черные Мадонны, Бородатые Богини и химероподобные Святые.

В  христианской иконописи и скульптуре есть несколько странноватых загадок,  таких  как… Черные Мадонны, Бородатые Богини и химероподобные Святые.

 

Начну с последних.

 

Например, если святой Христофор (несущий Христа) в западных традициях изображался с человеческой головой, то  в восточной – с головой пса и даже лошади. Не трудно догадаться, что таких икон осталось мало, т.к.  многие из них  были изничтожены на Руси в 17-18 веках, как "противные естеству".  Откуда они взялись? Считается, что это дань языческим временам. Происхождение собачьей головы Христофора относят к египетским истокам. Анубис (бог мертвых), там изображался с человеческим телом и головой пса.  Косвенный признак того же влияния -  ссылка ученых на египетских христиан (копсткая православная церковь), которые имели святых "псеглавцев" – Ахракс и Аугани.  Сказано роде убедительно.

 

Черные Мадонны

 

В Западной Европе  в 10-13 веках был культ Черных Мадонн – лицо, руки и младенец черные. Многое связано с орденом тамплиеров. Иконы и скульптуры были непременным атрибутом их собственных церквей. Часто черный младенец держал в руке "шкатулку" или "шар". Кто-то считает, что это символ ковчега Завета.  Есть такие данные, что  в 12-13 веках у ордена насчитывалось до полутысячи церквей и, аж, 80 соборов в честь Черной Мадонны.  Хотя, гуляют слухи, типа тамплиеры поклонялись египетскими богинями,а не Марии. Кроме тамплиеров черный образ использовали  рыцари  бенедиктинского и цистерцианского  рыцарских орденов. Имел касательство и орден иезуитов.  Ей молилась Жанна д,Арк и её мать - за свою плененную дочь. 

 

Есть легенда о том, что самая почитаемое изображение привезено из Византии. Некоторые ссылаются  на Рим, как источник происхождения -  из храма в честь Исиды. Кстати, отмечают  сходство образа, но не цвета и с кельтскими богинями. Ученых берут большие сомнения и о преемственности с африканским наследием. Например, православные эфиопы не имели таких статуй.  Как вариант рассматривается  отражение языческого европейского  культа  земли.

 

Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни:

 

- С точки зрения "простонародья"  -  чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет, - создан непосредственно евангелистом Лукой.

- С точки зрения теологов -  чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюбленны и избранны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут.

N.B. Некоторые говорят – перенять такую черную деву у евреев не могли, т.к. в Песне песней Солома речь  идет не о Мадонне.

- С точки зрения миссионеров - чёрный цвет свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй, как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в 17 веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 16 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).

 

 

Что сегодня? В Польше один из почитаемых образов  - Черная Матка Боска Ченстоховская, в Италии – Черная Мадонна Лоретская, во Франции – " Подземная Богородица", Черная Дева из Лангедока, Мадонна Ле-Пюи-Ан-Веле и др. В соборе Нотр-дам де Пор Воверни находится копия Византийской. Надо сказать, что в 15-17 веках их изничтожали протестанты и революционеры. Сегодня во Франции известны 272 статуи, в Испании -50,в Италии -30, в Германии -19.

 

В России есть икона с ее изображением в Покровском храме города Тутаева  и Тихвинской церкви города Москвы –" Прибавление ума". Бытует поверье, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства.


В целом, учитывая, что черты лица не негроидные, то больше импонирует версия об южном арабском загаре, плюс, окисление красок. И все же... Ну недаром же выяснили, что  современный хомо сапиенс родом из Африки...

 

Бородатые девы

 

Имеется гипотеза, что изображения "брадатых дев" на иконах результат влияния культуры  Древней Греции. Например, Афродита на некоторых древних скульптурах иногда была бородатой. Или Венера, часто являлась в мужском образе.  Но есть и более романтичные версии.  Якобы дочь языческого папаши молилась богу, чтобы ее не отдали замуж за местного "князька" и у нее выросла борода. Кстати, зачастую эти девы изображаются на распятие. Как и в нашем случае. А распял ее злой родитель.

 

Теоретически, приличный стресс может вырубить или затормозить выработку женских гормонов и подстегнуть образование мужских, но чтоб так сразу...

 

А вот немецкий вариант, где бородачка, изображена распятая, но уже в  в короне. У подножия лежит голова Адама. Над распятием надпись, что деву звать INRJ – Исус Назарянин Царь Иудейский. Объяснение нашли такое - это ошибка художника, который принял длинную византийскую одежду за женское платье.  Интересно, что самое частое имя бородатых святых дев – Юлия, но есть и другие - Либерата, Онтокоммена, Куммернис и другие.

 

И где такие путающиеся в гендерных различиях художники живут? Ах, да! В Европах. Шутники-еритики, однако - записали Христа в трансвеститы.

 

 

Как дополнение…

 

В период Позднего Возрождения, да и сейчас, богатенькие буратино запада очень любили коллекционировать уродства и т.п.  Есть портрет  бородатой дамы у испанского художника Хуана Санечаса Котана–"Брегита дель Рио".  Но одна из самых известных  картин  -"Магдалена Вентура" неополетанского художника Хусепе де Рибера.  Как следует из пояснительной надписи на самой картине -  до 37 лет Магдалена была самой обычной женщиной. А к 50 годам у нее выросла густая черная борода.

Хуан Санчес Котан. «Портрет Бригиды дель Рио и Хусепе Риберы «Портрете бородатой женщины»

Вообще-то надо сказать, что борода у женщин – это патология нейроэндокринной системы, связанная с повышенной выработкой мужских половых гормонов или недостатком женских.  В данном случае,  всего вероятнее, гирсутизм и тех, и этих молодых  "брадатых  дев", связан с опухолью яичников (тот же поликистоз) и усугублен с возрастом менопаузой.


P.S. Пост написан на основании статей Якова Кротова и Дмитрия Калюжного с моими вставками.

Оставить комментарий

Комментарии: 0